АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков в АО «СПК «KOKSHE»

01.07.2024

Предмет анализа коррупционных рисков - нормативные правовые акты и организационно-управленческая деятельность АО «СПК «KOKSHE» (далее - СПК).

Анализ коррупционных рисков проведен в АО «СПК «KOKSHE», г.Кокшетау, ул. Е. Ауельбекова, 32, телефон 72-13-63.

Период проведения: начат 1 июня 2024 года, закончен 30 июня 2024 года.

Наблюдаемый период: с 1 июня 2023 года по 30 июня 2024 года.

Основание: Приказ Председателя Правления АО «СПК «KOKSHE»   №06-07-09 от 23.05.2024 года «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков».

1. Риски в сфере трудовых отношений

Решением единственного акционера ГУ «Управление предпринимательства и промышленности Акмолинской области» 17 августа 2020 года за №58-0 утвержден Устав СПК.

СПК является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.

Основной целью деятельности СПК является содействие экономическому развитию Акмолинской области путем консолидации государственного и частного секторов.

Решением Совета директоров за №129 от 07.11.2022 года назначен Председателем Правления СПК Сыздыков Саят Толегенулы.

Штатная численность СПК состоит из 22 единиц.

Привлечено к дисциплинарной ответственности: в 2023 году – 0 сотрудника, за истекший период 2024 года – 2 сотрудника.

Количество уволенных сотрудников по отрицательным мотивам за данный период отсутствует.

2. Обращения физических и юридических лиц:

Работа по рассмотрению обращений физических и юридических лиц граждан ведется в соответствии с Административным процедурно - процессуальным кодексом РК.

За 2023-2024 гг. в СПК поступило 27 обращений от физических и 30 от юридических лиц.

Рассмотрение обращений с превышением и продлением сроков не имеется.

В ходе изучения обращений и ответов на них, рисков не установлено.

3. Направление «Нормативно - правовые акты».

Касательно законодательного определения термина  «Инвестиционный проект».

В рамках определения инвестиционного проекта в Предпринимательском Кодексе приводится формулировка инвестиционного проекта, как комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств.

Проверяющие органы интерпретируют данное определение буквально, что под инвестиционным проектом предусматривается только производство конечной продукции в виде материальных ресурсов.

Однако, в данной формулировке под словом производство рассматривается не узкое определение «производство», как процесс создания какого-либо продукта с использованием первичных (труд и капитал) и промежуточных факторов производства (сырье, материалы и тому подобное), а общее определение производства, как процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт. Термин «производство» используется не только по отношению к материальному производству товаров, но и в отношении производства нематериальных благ и услуг: научные открытия, технические изобретения, образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и другое.

Также это подтверждается, самой статьей 284 Предпринимательского кодекса, в части «Инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств или расширению и (или) обновлению действующих производств осуществляется юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан».

Перечень приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 января 2016 года № 13 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инвестиций». В данный перечень инвестиционных проектов входит широкий перечень видов деятельности, включающий в себя производство нематериальных благ и услуг (здравоохранение, спорт, прочие услуги и т.д.).

В этой связи необходимо внести изменениям в Статью 284 Предпринимательского кодекса в части полного раскрытия термина «Инвестиционный проект».

 

Риск заключения форвардного договора поставки с недобросовестным производителем.

25 ноября 2022 года в типовые правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары внесено понятие форвард. Форвард – производный финансовый инструмент, покупатель (или продавец) которого берет на себя обязательство по истечении определенного срока купить (или продать) базовый актив на согласованных условиях в будущем.  При этом администратором программы реализация данного механизма закупа СЗПТ видится как финансирование производителей   без залогового обеспечения, т.е.  обязательства не имеют обеспечения.

В вышеуказанных правилах не указан механизм обеспечения будущих обязательств поставщика. Таким образом, имеются риски в части неисполнения договорных обязательств поставщиком. В случае применения СПК требований по залоговому обеспечению возникает риск превышения полномочий СПК со стороны проверяющих органов.

Для избежание данного риска в качестве решения необходимо МИО внести изменения в Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в Акмолинской области, утвержденные Постановлением акимата Акмолинской области от 6 сентября 2019 года № А-9/427 в которых учесть механизм обязательного  предоставления залогового обеспечения либо гарантий СПК для производителей других регионов.